История "Дакара" 21.09.2007

В преддверии 29-й гонки "Дакара" Eurosport.ru расскажет вам об истории предыдущих 28-и...

Заблудился... и выдумал "Дакар"!

Теперь уже мало кто помнит, что в конце 70-х годов на маршруте Абиджан - Ницца проходили внедорожные ралли. В 1977 году, когда эта гонка пересекала Ливию, никому не известный мотогонщик Тьерри Сабин на три дня заблудился в Сахаре. Вернувшись во Францию, он задумал организовать свое собственное ралли, стартующее из Европы и финиширующее в Дакаре. Пресс-атташе по профессии, Сабин понимает, что успех соревнования зависит прежде всего от СМИ и для его проведения выбрал январь - месяц, свободный от каких бы то ни было соревнований. Так родилось то, что сегодня называют "Париж-Дакар".

Маршрут первой гонки, прошедшей в 1979 году, пролегал через Францию, Алжир, Нигер, Мали, Сенегал. Спортсменам предстояло преодолеть 10 000 км (из них 3 169 км - скоростные участки). На старт вышло 170 экипажей (из них 90 мотоциклов и 80 автомобилей), а финишировало 74 (34 мотоцикла, 50 автомобилей).

Отметив Рождество, искатели приключений стартовали с парижской площади Трокадеро, не слишком хорошо представляя, что их ждет в пути, знали только, что едут в Дакар. Это первое ралли через бывшие французские колонии больше походило на приключение, если не сказать на авантюру, чем на соревнование. До Бамако добралась половина измотанного каравана. В том первом "Дакаре" был только один зачет и его возглавили мотоциклы. До финиша доехал и Renault KZ 11 CV - та самая модель, что в январе 1927 года за 36 дней проехала 18 000 км от Орана до Кейптауна.

Концепция гонки 1980 года, ведущей из серой европейской зимы в солнечную Африку, представляется настолько соблазнительной, что уже во втором издании приняли участие крупные марки: Yamaha, BMW и даже Vespa с 4 мотороллерами. Одним из первых официальной командой был представлен Volkswagen. Привлекает "Дакар" и сливки общества: бывших пилотов "Формулы-1", актеров, спортсменов. На старте и трехкратный победитель 24 часов Ле Мана Анри Пескароло.

Первые потери

В 1982 году "Дакар" попадает на первые страницы газет: экипаж Peugeot 504 - Марк Тэтчер (сын британской железной леди) и штурман Шарлотт Верней на четыре дня пропали в алжирской пустыне. Погибли голландский мотогонщик и французская журналистка.

Число участников в "Дакаре" - 1984 перевалило за четыре сотни. С приходом заводской команды Porsche, хотя Porsche 911 и заявлены от команды Ickx - Rothmans, гонка начинает походить на чемпионат мира по ралли. Гонщики преодолевают территорию Франции, Алжира, Нигера, Буркина-Фасо, Берега Слоновой кости, Сьерра-Леоне, Гвинеи и Сенегала.

Длина трассы "Дакара" - 1986 и по сегодняшний день остается самой протяженной - 15 тысяч километров. Однако в историю эта гонка вошла тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель "Дакара" Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, в том числе певец Даниэль Балавуан и журналистка Натали Оден. Команда TSO решает, что гонка должна продолжаться. Пепел Тьери Сабина развеян в пустыне.

На "Дакаре" - 1988 был побит рекорд по количеству участников - их число зашкалило за шесть сотен. Но уже на первом алжирском этапе Эль-Уэд - 200 км по дюнам - сходит 140 участников. Ари Ватанен больше чем на час опережал своего ближайшего преследователя Юху Канкунена. Но утром на бивуаке в Бамако исчез его автомобиль. Peugeot 405 был обнаружен слишком поздно, чтобы вовремя явиться на старт. Гонка также отметилась дебютом Стефана Петеранселя, который впоследствии достиг необычайных успехов.

Финиш в "Диснейлэнде"

Политический контекст пересекаемых стран начинает оказывать влияние на выбор маршрута "Дакара" - 1989. Караван высаживается в Тунисе и пересекает Африку через Ливию и Нигер, избегая политическую нестабильность в Алжире. В этом году состоялись изменения в регламенте для полноприводных автомобилей: серийные автомобили становятся Т1, улучшенные переименованы в Т2, прототипы попадают в Т3, а грузовики - в Т4. К слову, грузовики запрещены в гонке после трагического несчастного случая в команде Де Роя и присутствуют на маршруте только как технички.

Два Peugeot в этой гонке были вне конкуренции, и Жан Тодт решает судьбу первого места, подбросив монетку - победил Арии Ватанен, опередивший Жаки Икса.

В 1990 году, одержав третью сокрушительную победу, Peugeot расстается с "Дакаром" и начинает программу в чемпионате Sport-Prototypes. Снова появились грузовики - и среди них впервые советские гонщики за рулем грузовиков КАМАЗ.

Впервые ралли финиширует не в Дакаре в 1992 году. Также в первый раз гонка пересекает экватор. Разрешено использование GPS. На этапе между Франсвилем и Пуен-Нуаром погиб, столкнувшись на связке с медицинским автомобилем, мотогонщик Жиль Лалэ. Он стал 29-й жертвой гонки с момента ее создания.

Первая победа КАМАЗа

В 1994 году руководителем гонки назначен Фенуй, осуществивший идею, в свое время предложенную Метже - "Дакар" впервые финиширует во Франции. Точкой прибытия стал "Евродиснейлэнд". Зато в следующем году гонка уже не стартовала во Франции, чего до этого не наблюдалось. 15-дневный заезд начался из Гранады. Патроном "Дакара" назначен Юбер Ориоль, единственный, кто выигрывал "Дакар" на мотоцикле и на автомобиле

"Дакар"-1996 был проведен на фоне траура: третьего января один из грузовиков техпомощи "Ситроена" под управлением Лорана Геже подрывается на мине на юге Марокко. Зато был повод для радости и гордости у россиян - первый триумф одержал КАМАЗ. За рулем грузовика сидел Владимир Московских.

В 1997 году впервые в своей истории "Дакар" стал внутриафриканской гонкой (Дакар - Агадес - Дакар). Внесены изменения в регламент, и "Дакар" выбывает из Кубка мира FIA. Зато гонка того сезона навсегда войдет в историю - Ютта Кляйншмидт стала первой женщиной, выигравшей этап гонки.

С "Калашниковым" у горла или полеты грузовиков

"Дакар" - 1999 стал богатым на события. На пятом этапе вооруженные "калашниковыми" бандиты ограбили экипаж Стефана Пиеха, племянника хозяина группы Audi-Volkswagen. А в 52 км от Тишита в засаду попали 1 мотоцикл, 3 квадроцикла, 12 машин и 7 грузовиков. Отобрав у гонщиков и журналистов документы и деньги, грабители скрылись на четырех "трофейных" внедорожниках (два - оргкомитета и два - прессы) и трех грузовиках, прихватив с собой мотоцикл и слив горючее из других машин. С одиннадцатой попытки в 50 лет осуществил свою мечту Жан-Луи Шлессер, выиграв гонку на багги своей собственной конструкции. Годом ранее, склонив к сотрудничеству Renault sport, он финишировал на Розовом озере пятым, но все же стал обладателем Кубка мира по внедорожным ралли.

Госдеп США, а затем и французский МИД сообщили об угрозе террористических актов организаторам гонки 2000 года. И хотя ни характер, ни источник угрозы не уточнялись, а нигерийские власти гарантировали безопасность, было принято решение перебросить караван из Ниамея в Ливию самолетами АН-124. За 4 дня по воздушному мосту Ниамей - Себха были переброшены 150 автомобилей, 77 грузовиков, 143 мотоцикла и 8 вертолетов. Эта операция стоимостью более 4,5 миллионов долларов вызывает полемику: отказ пересечь Нигер был воспринят руководством страны как оскорбление, и правительство намеревалось предложить гонке вообще покинуть территорию страны.

Ютта - вне конкуренции!

"Дакар"-2001 - это гонка имени Ютты Кляйншмидт. При помощи Андре Шульца и своего Mitsubishi немка стала победительницей!

В 2002 году был сильно изменен регламент: в автомобильном зачете остались всего две категории - Production, в которую вошли втомобили группы Т1, и Superproduction, объединившая экс-группы Т2 и Т3. Вывод тся из игры грузовики с центральным расположением двигателя. Гонка продолжает возврат к истокам: марафонские двухдневные этапы, этапы без роут-бука, без GPS. Рок-идол Джонни Халлидей доехал до финиша с Рене Метжем. Сенсацией также стал возврат на трассу после 14 летнего отсутствия Яна Де Роя. В одном экипаже с ним выступал сын Герардус.

Особенностью 26-го по счету январского марафона стал даже не возврат к классическому маршруту, а на редкость большое число претендентов на первые места. Стефан Петерансель присоединился к Юберу Ориолю в анналах "Дакара", как гонщик, выигрывавший эту гонку на мотоцикле и на автомобиле. В условиях возросшей конкуренции еще весомее выглядела более чем убедительная победа команды "КАМАЗ-Мастер".

Гонка 2005 года запомнилась гибелью своего двукратного победителя итальянского мотогонщика Фабрицио Меони, в тринадцатый раз участвовавшего в "Дакаре". Команда Mitsubishi одержала свою десятую победу на "Дакаре", а КАМАЗ - шестую и сравнялся по этому показателю с TATRA. И уже в следующем сезоне грузовик Владимира Чагина в очередной раз достиг триумфа. КАМАЗ стал семикратным чемпионом африканского марафона.

По материалам сайта www.4x4privod.ruwebwww.4x4privod.ru

Глава ЦИК нашел новое применение спутниковой навигации
Volkswagen Touareg Stanley добрался до Южной Африки
Общественный транспорт Калининграда оборудуют GPS-датчиками