Таможенников призывают внедрять электронные системы контроля грузов 07.11.2007

Компания "ХОРС", одна из крупнейших таможенных брокеров России, выступила с предложением к руководству Федеральной таможенной службы (ФТС) оборудовать в качестве эксперимента автомобильный пограничный переход на финско-российской границе (МАПП Торфяновка) системой электронного оформления и сопровождения таможенных грузов. Внедрение этой системы, уже давно используемой в странах Евросоюза, по расчетам главы компании "ХОРС" Руслана Кисса, позволит в несколько раз увеличить скорость оформления таможенных грузов и ликвидировать многокилометровые очереди на границе.

Пробки длиной 50 километров из грузовиков-трейлеров, ставшие рядовым событием на западных границах России, уже обсуждаются на самом высоком международном уровне. В частности, президент Финляндии Тарья Халонен затронула эту проблему во время своей недавней встречи с Владимиром Путиным в Москве. Российские таможенные переходы хронически не справляются с растущим потоком грузов. Ситуация продолжает ухудшаться. А ведь всего лишь один час простоя в пробке фуры из России обходится примерно в 150 евро, потери зарубежных перевозчиков оцениваются в 500 евро.

Финляндия благодаря "электронике" тратит в среднем на оформление одной фуры всего 38 секунд, Россия же - 22 минуты

Суть предложения "ХОРС" заключается в экспериментальном внедрении на финско-российской границе (МАПП Торфяновка) системы электронного декларирования и сопровождения таможенных грузов. В настоящее время из-за существующих отличий в моделях оформления грузов наши таможенники дублируют документы в бумажном варианте. А ведь помимо прочего это служит и основой для различных коррупционных схем.

Финляндия благодаря электронной автоматизированной системе тратит в среднем на оформление одной фуры всего 38 секунд, Россия же - 22 минуты. Внедрение подобной системы позволило бы, по мнению главы "ХОРС" Руслана Кисса, как минимум ускорить таможенные процедуры в два раза. Кроме того, электронное декларирование грузов позволяет моментально передавать все данные о товарах и их стоимости, делая процесс "растаможки" не только максимально быстрым, но и прозрачным. А ведь "мутность" и забюрократизованность таможенного процесса порождает слияние бизнеса и таможни.

"ХОРС" официально обратилась к руководству ФТС с предложением опробовать в тестовом режиме на МАПП Торфяновка систему электронного сопровождения грузов. Главный ее компонент - специальный электронный модуль "Позиционирование" российской разработки на базе GSM-GPS (в перспективе электронная система сопровождения грузов может стать одним из главных клиентов создаваемой российской системы ГЛОНАСС). Благодаря небольшому устройству стоимостью 5000 рублей, которое устанавливается на любое транспортное средство (автофургон, контейнер, железнодорожный вагон), можно будет следить за перемещением таможенных грузов через спутник с периодичностью в 0,01секунды. На центральный пульт ФТС будет поступать информация о местоположении груза, скорости, с которой он перемещается в данный момент, а в случае отклонения от маршрута или попытки вскрыть запорные устройства сработает сигнал тревоги.

В идеале эта система позволит добиться почти гарантированной сохранности груза. Все это значительно снизит расходы, которые несут логистические компании по страхованию и хранению таможенных грузов. "Задумайтесь, например, сегодня в цене одного килограмма продаваемого в московских магазинах голландского сыра как минимум 5 процентов составляют издержки перевозчиков. Это очень много", - говорит Р. Кисс.

Пока "ХОРС" внедряет систему "Позиционирование" самостоятельно, т.е. только на этапе перемещения непосредственно своих грузов. Г-н Кисс уверен: если получится все-таки "протолкнуть" это предложение по оборудованию таможенных переходов через ФТС, минтранс или минэкономразвития, то к нему присоединятся и другие компании. В дальнейшем не исключен также вариант создания государственной структуры, которая в рамках взаимодействия между ФТС - ФСБ - Минэкономразвития - РТИ - МВД - РЖД создаст и внедрит единую централизованную систему за контролем п еремещения грузов, прибывающих на территорию России. При желании эта система может контролировать и внутрироссийский грузопоток.

Справка "РГ"

Группа компаний "ХОРС" на протяжении многих лет работает на рынке таможенных услуг. Она в числе первых была включена в Реестр таможенных брокеров, имеющих право осуществлять свою профессиональную деятельность в статусе общероссийского таможенного брокера. "ХОРС" также осуществляет международные и внутрироссийские перевозки любой сложности авиационным, автомобильным, железнодорожным и морским транспортом.

В своей деятельности "ХОРС" тесно сотрудничает с органами госвласти. В настоящее время компания рассматривает возможности по диверсифицикации своего бизнеса. В частности, планируются крупные инвестиции в недвижимость в Московском регионе.

Артемий Головин

Новая система FIA обойдется командам в 100 тысяч Евро
Пилот "КамАЗа": "Соперники далеко ушли вперед"
Goodyear UltraGrip Extreme. Активный экстремал