Россия будет восстанавливать систему поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ" 04.07.2007

В 2008 году Россия начнёт восстановление низкоорбитального сегмента международной системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ". Об этом заявил Игорь Никушин - заместитель генерального конструктора РНИИ космического приборостроения /РНИИ КП/, головной организации по системе "КОСПАС". Выступая на заседании научно-технического совета РНИИ КП, посвящённого 25-летию международной космической системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ", И. Никушин отметил, что в настоящее время на систему работает 10 космических аппаратов - 5 низкоорбитальных и 5 высокоорбитальных. Благодаря ним, в год спасают 1200-1500 человек, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях.

По словам заместителя генерального конструктора, одним из направлений развития российского сегмента системы является замена спутников типа "КОСПАС" на малые космические аппараты (КА) типа "Стерх". "Один уже подготовлен в Омском НПО "Полёт", подготовка второго завершается. Их запуск запланирован на 2008 год, один на "Парусе", второй в качестве попутной нагрузки с космическим аппаратом "Метеор-3", - сказал И. Никушин.Он отметил, что "Стерхи" придут на замену КА старого поколения, один из которых,"КОСПАС-4", отработал на орбите 17 лет вместо шести запланированных. Другим направлением развития системы "КОСПАС-САРСАТ" И. Никушин назвал развитие персональных радиобуев /ПРБ/.

Аварийные радиобуи уже есть на всех воздушных и морских судах. "В России ситуация с ПРБ остаётся не самой лучшей, - сказал он. - Всего в мире изготовлено и продано порядка 100 тысяч ПРБ. Что касается России, то у нас нет законов, которые позволили бы развивать систему в этом направлении".

Игорь Никушин отметил, что с 2005 года у системы "КОСПАС-САРСАТ" появилось новое перспективное направление использования, а именно - борьба с терроризмом на морских и воздушных судах.В свою очередь директор, генеральный конструктор РНИИ КП Юрий Урличич назвал систему "КОСПАС-САРСАТ" самой гуманной космической системой. "Она даёт нам возможность более-менее спокойно ощущать себя в любом самом удалённом уголке нашей планеты", - сказал он. Ю. Урличич отметил, что эта система создавалась в разгар "холодной войны". "Во многом благодаря этой системе человечество поняло, что магистральный путь его развития - объединение", - сказал он.

Как отметили в пресс-службе РНИИ-КП, за 25 лет эксплуатации, благодаря системе "КОСПАС-САРСАТ" спасено более 20,5 тысяч человек - граждан всего мира, из них более тысячи жителей России и СНГ. В настоящее время в системе участвуют 35 стран.Российская система "КОСПАС" создавалась, как самостоятельная спутниковая система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской системой "САРСАТ". Обе системы разрабатывались как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость, и, в конечном счёте, создать единую глобальную международную систему "КОСПАС-САРСАТ". Лётные испытания системы "КОСПАС" начались 30 июня 1982 года с запуска отечественного "КОСПАС-1". Уже 10 сентября 1982 года с его помощью был спасён экипаж канадского самолёта.

В системе "КОСПАС-САРСАТ" используется несколько спутников, расположенных на круговых околополярных орбитах высотой 800-1000 км и оснащённых радиоаппаратурой для обнаружения сигналов бедствия, передаваемых АРБ. В соответствии с международными соглашениями на орбите должны находиться как минимум два российских спутника.

С 2000 года в России, США и Европе ведутся работы по размещению ретрансляторов, сигналов аварийных радиобуев на спутниках глобальных навигационных систем ГЛОНАСС GPS и "Галилео". В этом случае система "КОСПАС-САРСАТ" получит возможность принимать аварийные сигналы с задержкой не более пяти минут с повышенной точностью определения координат, сообщает сайт журнала "Новости космонавтики" со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

Ограниченный тираж родстера от компании Aston Martin
В Свердловской области для промышленности и сельского хозяйства будет разработана "космическая" программа
Определены призы трофи-экспедиции "Ural Challenge 2007"