Апокалипсис на дороге 14.10.2007

Черным выдался минувший понедельник для крупных городов страны: забились транспортные артерии. Погодный фактор (похолодание, осадки), безусловно, сыграл свою роль, но, пожалуй, впервые обнажился истинный масштаб и острота проблемы пробок.

В Минтрансе говорят: рост количества автомобилей на российских дорогах опережает прогнозы, а развитие инфраструктуры за ним категорически не поспевает. Впрочем, по мнению специалистов, это не единственная причина. На Западе скрупулезно подсчитывают потерянные в заторах человеко-часы, сожженные галлоны бензина и пущенные на ветер миллиарды долларов. Нам такую статистику еще только предстоит завести.

Корреспондент НТВ Владислав Сорокин попытался понять, можно ли в России минимизировать ущерб от пробок и научиться в них жить.

На капоте иномарки - кровь случайного пешехода, который перешел дорогу обезумевшему от столичного движения водителю. Тот достал пистолет и выстрелил в упор. Атмосфера на дорогах все чаще становится наэлектризованной до предела, и прогноз звучит как штормовое предупреждение.

Сложная ситуация на дорогах в ближайшее время сохранится во всех крупных городах России. В Новосибирске движение будет затруднено на всех центральных магистралях. Ситуация с дорожными пробками на улицах Тюмени обострится еще больше. Ночью в центре Петербурга еще получится проехать по пустым набережным и каналам, но с наступлением утра транспортные артерии Северной столицы заполнят многокилометровые дорожные тромбы.

Скорость движения на основных московских направлениях в часы пик по-прежнему не будет превышать 10 километров в час. На севере столицы пробки, связанные с ремонтом эстакад и путепроводов, сохранятся до середины следующего года, пока не закончится реконструкция.

Ситуация в столице - яркий пример: от того, насколько здесь власти продвинуться с решением транспортных проблем, зависит судьба других городов страны. Вот власти Новосибирска покупают новые светофоры, чтобы объединить их в одну сеть и в часы пик включать "зеленый коридор".

Андрей Ксензов, начальник департамента транспорта мэрии Новосибирска: "Не ручное, а автоматическое регулирование в зависимости от потока машин".

Москва это уже проходила. Но там, где сегодня стоят автоматические светофоры, стоит и движение.

Чиновники все больше задумываются, как принудить жителей городов отказаться от машин. Автомобиль скоро снова станет роскошью. Если насчет платного въезда в центр еще идут споры, то с ценой на парковку в центре похоже сомнений нет.

Михаил Крейстман, заведующий научно-проектным управлением транспорта и дорог НИИ Генплана Москвы: "Приехать, поставить автомобиль на целый рабочий день. За это цена должна быть такая, чтобы это было практически недоступно. Я говорю очень непопулярные вещи для нашего населения, но других лекарств не существует. Больного надо лечить, в том числе и экономическими путями".

Как вариант решения проблемы - система перехватывающих парковок. Их устраивают рядом с подземкой, чтобы не заполонять машинами центр.

Петербурженка Прасковья живет на окраине Северной столицы, а работает в центре. На машине едет только до метро. Там специальная стоянка, на которой ее уже ждет билет в подземку.

Прасковья: "Карточка стоит 45 рублей, и в эту стоимость уже включено три поездки на метро".

В мэрии Москвы обещают справиться с пробками только к 2015 году. А независимые эксперты упрекают чиновников в чрезмерном желании строить офисы и дома в центре, куда люди станут приезжать явно не на трамваях.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: "На тротуарах стоят, под знаком стоят, на автобусной остановке стоят, потому что деться некуда".

Городские начальники в ответ заверяют: все делается с умом.

Владимир Ресин, первый заместитель мэра в правительстве Москвы: "Мы всегда связываем жилищное строительство, социальное строительство с дорожным строительством. Мы не строим жилье, не построив дороги к нему".

Жителям отдаленного района Кожухово тоже сначала обещали: проведем к вам метрополитен. Но потом строительство заморозили. В семь утра на автобусной остановке уже сотни человек - это все одна и та же очередь на маршрутку. Микроавтобусы ходят редко, потому что единственное шоссе, которое связывает огромный микрорайон с остальным миром, не выдерживает наплыва машин. В одну сторону всего две полосы.

"Дорога на работу может занимать три-четыре часа", - жалуется местная жительница. В Генплане объясняют: планировали здесь и удобную развязку, и железную дорогу.

Михаил Крейстман, заведующий научно-проектным управлением транспорта и дорог НИИ Генплана Москвы: "Это все предусмотрено, но все это еще пока не реализовано. Почему? Потому что строительство ведется на деньги инвесторов, а транспортные коммуникации - на деньги городского бюджета. К сожалению, это два неравных партнера".

Власти советует жителям пересаживаться на общественный транспорт. Но какой смысл, если все равно придется стоять в том же заторе?

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: "Это откровенная дикость, что в Москве нет приоритетной полосы для общественного транспорта. У нас есть феодальные привилегии проезда для начальников и отсутствуют гражданско-транспортные привилегии для проезда автобусов и троллейбусов".

Вернувшись из Европы, Александр долго не мог снова привыкнуть к российскому стилю вождения.

Александр Кирш: "Там нет хаоса, который происходит у нас. Никто не лезет из правого ряда в левый поворот, все друг друга пропускают".

Пробки Александр побеждает электроникой. Спутниковый GPS-навигатор плюс мобильный телефон - и на экране появляются альтернативные маршруты.

Александр Кирш: "Навигатор иногда рисует такие проезды, о которых я и не догадывался. Никогда в жизни бы там не поехал".

Принцип работы системы прост: каждый пользователь сети становится корреспондентом, датчик GPS передаст, что машина стоит, и на карте появится предупреждение. Все это хорошо работает, если есть альтернатива. Но когда для десяти тысяч людей путь, например, с работы домой только один, начинается хаос.

Михаил Крейстман, заведующий научно-проектным управлением транспорта и дорог НИИ Генплана Москвы: "Есть выход. Если вы знаете, что сегодня на Ярославке сложно проехать, друзья, на электричку, вперед!"

"Евросеть" начинает продажи электронных словарей ABBYY Lingvo
ЕС выделит 2,7 млрд евро на финансировании системы Galileo
Туманная навигация