Goodyear UltraGrip Extreme. Активный экстремал 13.10.2007

Еще совсем недавно шипованная Goodyear UltraGrip 500 ходилав лидерах продаж и победительницах тестов. А сегодня оказалась предшественницей.

Городок Ивало, расположенный всего в трехстах километрах от Мурманска (но на территории Финляндии,в Лапландии), по праву считается столицей царства зимних шин. Неподалеку в Рованиеми находится резиденция Санта-Клауса, местного Деда Мороза. Сам этот факт дает представление о местном климате. Зима здесь ненадолго сменяется ранней весной. Других сезонов нет. Идеальное место для испытаний, что видно даже на улицах: местные такси, например, обуты в шины, которые появятся в продаже лишь через год-другой. Если, конечно, успешно выдержат долговременные ресурсные испытания. Подчеркивая приспособленность своих изделий к суровым зимам, ведущие производители порой присваивают им название Ivola.

Неудивительно, что именно здесь располагается всемирно известный исследовательский центр Test World, на полигонах которого доводятся и испытываются новейшие разработки шинной отрасли. Не стал исключением и Goodyear, собрав журналистов на презентацию новых шипованных шин UltraGrip Extreme для регионов с суровой зимой (Скандинавии, России и других стран СНГ и Прибалтики).

Экстрим

Смотрины проходили весной этого года, а первое выступление с выходом на публику состоялось чуть раньше, зимой, на историческом ралли Монте-Карло. Пафоса в словах историческое ралли нет ни капли: речь идет не о роли этой гонки в истории, а об автомобилях-ветеранах, участвовавших в ней.

Победу в ралли одержал бельгийский экипаж А. Лопес - Ж. Ламбер на Porsche 911 Carrera выпуска 1974 года. На страницах нашего журнала Жозеф Ламбер, занимающийся оценкой характеристик шин в техническом центре Goodyear в Люксембурге, делился своими соображениями о безопасном вождении зимой. То ли взяв работу на дом, то ли злоупотребив служебным положением, Жозеф обул раллийный Porsche в еще горячую резину и не прогадал: на обледенелых альпийских дорогах хорошие шины - залог успеха.

Вообще-то, с названием новинки разработчики переборщили. Тут тебе и ультра, и экстрим. В сборе получается то ли ультра-экстремальное сцепление (с дорогой), то ли сверхцепляющийся беспредел. Намек понятен, но уж больно явен. Хотя, куда деваться: семейство UltraGrip существует и успешно развивается далеко не первый год. Если вы помните, предыдущая шина семейства - UltraGrip 500 - имела своеобразный, даже неправильный рисунок протектора: поперечные канавки напоминали гребные колеса старинного парохода. И хотя шина получила высокие оценки независимых экспертов, конструкторы Goodyear решили, что дальнейшее развитие рисунка пятисотки вряд ли возможно, и вернулись к привычному V-образному, направленному, по технологии V-Tred.

Протектор разделен на три зоны. Посредине - крупное центральное ребро, работающее подобно гусенице и обеспечивающее улучшенное сцепление и тягу на снегу и курсовую устойчивость на сухом асфальте. Крупные плечевые блоки обеспечивают проходимость по снегу и сбалансированное распределение нагрузки в пятне контакта (равномерность износа), а также улучшают устойчивость и управляемость. V-образные канавки - традиционная схема отвода воды и снежной каши. Остатки влаги удаляются по сайпам (ножевым канавкам).

Технология трехмерных призматических ламелей запатентована. 3D-ламели, изгибаясь, своими кромками врезаются в лед, помогая шинам, но взаимоблокируются под нагрузкой, что исключает снижение устойчивости из-за шаткости состоящего из отдельных пластин блока.

Особого разговора заслуживает состав резиновой смеси протектора. Точнее, составы. Их два, и они имеют разные характеристики. Наружный, контактирующий с дорогой слой сделан из более мягкой резиновой смеси на основе силики, которая, как вы знаете, улучшает свойства шины, прежде всего в мороз и на мокрой дороге. Внутренний слой на основе трехуглерода (carbon black) прочнее и тверже. Он отвечает за геометрию - плотно удерживает шип на протяжении всего срока эксплуатации шины, обеспечивает необходимое его выступание над протектором и в определенной мере удерж ивает центр протектора от прогибания внутрь в пятне контакта. Последнее особенно важно для борьбы со слеш-планированием, то есть выплыванием шины на снежной каше и грязи.

Интересны и сами шипы, точнее, принцип их взаимодействия с протектором. В отличие от многих других зимних шин, конструкция протектора и шипы для Ultra-Grip Extreme разрабатывались одновременно, в рамках новейшей технологии активного шипа (Active Stud Technology).

Форма активного шипа отличается от традиционной. Такие шины лучше охватываются резиной, держатся прочнее. В результате сильнее врезаются в лед и, следовательно, лучше держат дорогу. Шипы сделаны двухфланцевыми и (для России) стальными, что не без основания считается лучшим решением для наших дорожных условий. Количество и расположение шипов оптимизировано с целью максимализации их числа в пятне контакта.

Внутренние испытания на полигонах в Финляндии и Швейцарии показали, что UltraGrip Extreme превосходит предшественницу UltraGrip 500 по торможению на льду (на 3%) и мокрой дороге (на 9%), управляемости на сухой дороге (на 8%) и слякоти (на 11%), и по сопротивлению аквапланированию (на 7%). Поведение шины на снегу осталось неизменным, что само по себе неплохо. По собственному опыту помню, что UG 500 гребла по снегу, как трактор.

На полигоне

Проверять так проверять. Организаторы заняли нас тестами на целый день, правда с перерывом на обед и недолгими покатушками на картах по снегу.

Тесты шин - занятие долгое и монотонное. Нам дали это прочувствовать. Разумеется, не в полной мере. Все-таки не месяц, не неделю, а лишь световой день провели мы на трассах полигона. Все заезды сопровождались инструментальными измерениями с использованием универсальной электронной измерительной системы Goodyear и GPS. Система являет собой небольшой кейс с TFT-экраном в крышке. Она почти не требует соединительных проводов. Не нужно и любимое нашим журналом пятое колесо. Результаты тестов наглядны, информация обрабатывается моментально. С помощью чемодана проводились тесты по о пределению тормозного пути и динамики разгона на разных видах покрытия (в основном, на снегу и льду), уровня шума и т.д. Теоретически можно было поколдовать с аква- и слэш-планированием, но воду сковал мороз. Для самых приятных тестов управляемости оказалось достаточно несложной системы хронометража с радиомаячками в машинах и датчиком прохождения контрольной точки.

Измерения дали ожидаемый результат: UltraGrip Extreme превзошла и предшественницу, и конкурентов. Субъективные впечатления схожи, хоть и не столь однозначны. Дело вкуса: кто-то любит резину порезче, моментально реагирующую на действия водителя, стойко держащую дорогу до определенного предела и срывающуюся в занос после его прохождения. Многим нравится шина помягче, прощающая небольшие ошибки управления, плавно переходящая из полностью в слабо контролируемое состояние. Характер UltraGrip Extreme при мягкой зимней погоде (+- 2°С)- где-то посредине между двумя крайностями. С одной стороны, с машинами удавалось справиться даже на голом и чуть подтаявшем льду, с другой - баловства шины не прощали, что может подтвердить местный водитель трактора. Без работы он не сидел.

Общее впечатление от новинки Goodyear - однозначно положительное. Но не будем забывать, что сравнивалась она с шинами уже известными на рынке. Кое-кто также подготовил новинку к будущему сезону. Так что, несмотря на явный экстремальный прорыв, лавровый венец победителей американцам из Люксембурга пока примерять рановато. Приближающаяся зима все расставит по своим местам. В наступающем зимнем сезоне 2007 Goodyear UltraGrip Extreme будет доступна в 23 типоразмерах от 155/65R14 75T до 245/45R18 96T.

Шина Goodyear UltraGrip Extreme также доступна в зимнем сезоне 2007 в исполнении ROF (Run-On-Flat -шины повышенной мобильности) в двух типоразмерах (205/55R16 91T ROF и 225/50R17 94T ROF).

Test World и Со.

Тest World Oy - частная независимая компания, специализирующаяся на зимних испытаниях шин и автомобилей. Среди клиентов Test World - производители, органы власти , автомобильные издания.Компания располагает двумя полигонами. Один примыкает к территории аэропорта Ивало, второй расположен в 5 км к западу от города, рядом с деревней Мела. Подробную информацию о Test World Oy можно найти на сайте www.testworld.fi. Зимними испытаниями в Ивало занимаются также Arctic Ice Test Service, Nokian Tyres, лаборатория оптических измерений политехнического института Кеми-Торпио, механико-инженерное отделение университета Оулу и транспортно-техническое отделение университета Рованиеми.

ГЛОНАСС для Кони
NEC разработал дисплей с рекордной яркостью
Тайвань показал Китаю свое оружие