Стратегическая авиация снова в воздухе 20.08.2007

Как сообщил Владимир Путин на учениях ШОС, Россия возобновила регулярные полеты стратегических бомбардировщиков. Боевые дежурства возобновляются после 15-летнего перерыва. Реакция Запада на это известие была довольно сдержанной.

С 17 августа Россия возобновила регулярные полеты своей стратегической авиации в отдаленных районах мира. Об этом заявил президент Путин после учений Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) "Мирная миссия-2007". Полеты были прекращены в 1992 году. Возобновление полетов через 15 лет - знаковое событие не только для России, но и для всего мира, пишут "Известия". "Мною принято решение возобновить полеты российской стратегической авиации на постоянной основе", - заявил Владимир Путин. "Боевое дежурство будет осуществляться в районах судоходства и экономической зоны, - добавил он. - Надеюсь, что партнеры с пониманием отнесутся к этому шагу". Поэтому не может быть и речи о ядерном оружии на борту воздушных ракетоносцев. Как сказал "Независимой газете" последний министр обороны СССР маршал Советского Союза Дмитрий Язов, и в советское время на боевое дежурство Дальняя авиация вылетала без ядерных боеприпасов.

На следующий день командующий дальней авиацией ВВС генерал-майор Павел Андросов разъяснил слова верховного главнокомандующего: "Выполнено около 50 вылетов самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78 с налетом более 400 часов. Были использованы аэродромы Оленье, Воркута, Мончегорск, Тикси, Анадырь, Энгельс, Шайковка". Самолеты летали над акваториями всех четырех океанов, находясь в воздухе по 13 часов. С учетом недавних заявлений главкома ВМФ Владимира Масорина о необходимости восстановить присутствие российского флота в Средиземном море, можно говорить, что Россия намерена вернуться в Мировой океан и воздушное пространство, рассказывает "Газета". Боевое дежурство возобновлено после 15-летнего перерыва - полеты были прекращены в 1992 году. Первый не учебный полет состоялся 8 августа.

"Наши летчики засиделись: стратегическая авиация есть, а полетов практически нет. Они осуществлялись от случая к случаю до сих пор только в ходе крупных учений, а крупных учений, как вы знаете, мы за последние 15 лет проводили очень мало. Как мне известно, они (летчики) рады тому, что у них начинается новая жизнь. Пожелаем им удачи, - сказал Путин, объявляя о своем решении возобновить полеты стратегической авиации. "Мы всегда показывали свои возможности тем, кто нас провоцирует на всякие конфликты, - прокомментировал "Известиям" это решение главком ВВС в 1991-1998 годах Петр Дейнекин. - Экипаж дальней авиации, которой я командовал, с начала "холодной войны" постоянно выполнял полеты на разведку авианосных ударных соединений США. Мы долетали до Фарерских островов на Западе и до Филиппин в Тихом океане. В последние годы таких полетов по экономическим причинам не было, вот американцы и забыли, что мы можем делать".

Осуществлять стратегические полеты будут бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. В структуре ответно-встречного ядерного удара им отводилась роль "киллеров", которые делают "контрольный в голову" - после удара РВСН и стратегических атомных подводных лодок ВМФ воздушные ракетоносцы "добивают" выжившую военную инфраструктуру противника. Также они могли бы выступить и основным ударным средством. Координаты наземных пусковых установок известны противнику. Несложно выследить и стратегическую субмарину в океане. Но вот понять, где находятся стратегические ракетоносцы, практически невозможно. Ту-160 - самый большой в мире боевой самолет. Дальность полета сверхзвукового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла достигает 13 тысяч километров, его основное оружие - 12 крылатых ракет с ядерными зарядами. По ударной мощи он превосходит все существующие аналоги. Ту-95, надежность которого не подвергается сомнению, вот уже больше полувека остается одним из лучших стратегов. Установленные на нем самые мощные в мире турбовинтовые двигатели позволяют, при условии дозаправки, находиться в небе сколь угодно долго. Эти машины составляют основу Дальней авиации. Последние 15 лет после развала Советского Союза они фактически простаивали, пока президент не решил, что крупнейшая мировая держава без стратегической авиации не может обойтись, сообщают Вести.Ru.

Реакция Запада на этот шаг оказалась удивительно слабой. Возобновление полетов российской стратегической авиации логично, "поскольку Запад по отношению к России переборщил с расширением НАТО", заявил газете "Репубблика" Микаэль Стурмер, бывший советник канцлера ФРГ Гельмута Коля. Еще более сдержанными оказались американцы. В Белом доме это решение назвали "интересным", уточнив, что американцы не боятся "старых самолетов", которые Россия "достала из нафталина". "Не думаю, что наши вооруженные испытывают обеспокоенность в связи с этим", - заявил представитель Совета национальной безопасности США Гордон Джондро. По его словам, это сугубо "внутреннее решение", поскольку "различные вооруженные силы во всем мире могут избрать различные пути для учения своих ВВС", передает Утро.Ru.

"Если России захотелось достать часть этих старых самолетов из нафталина и снова поднять их в воздух, то это решать им", - заявил пресс-секретарь внешнеполитического ведомства США Маккормак. Командующий Объединенным командованием аэрокосмической обороны Северной Америки генерал Джин Ренуар ограничился заявлением, что "средства ПРО США внимательно следят за полетами российских дальних бомбардировщиков", информирует "Независимая газета".

Военные эксперты с оптимизмом отреагировали на известие о том, что в небо снова поднялись стратегические силы российских ВВС. По мнению заместителя главного редактора "Ежедневного журнала" Александра Гольца, российские и американские стратегические силы по-прежнему прибегают к сдерживанию друг друга. "Для России принципиально важно быть хоть в какой-то сфере равными американцам. И это как раз стратегические вооружения. Конечно, больше безопасности миру это не принесет", - сказал "Взгляду" Гольц.

Кстати, основу стратегической авиации США составляют бомбардировщики Б-52, принятые на вооружение в 1948 году. Так что российская боевая авиация не выбивается из мировых тенденций. Возобновление боевого дежурства связано с возросшим значением стратегической авиации. Оно наглядно было продемонстрировано в Ираке в 2003-м и Югославии в 1999 году. Авиация США не только уничтожила военную инфраструктуру противника, но и морально подавила его. В самих США принята программа "Глобальные факторы: контроль, досягаемость и мощь. Перспектива 2020 года для американских Военно-воздушных сил". Суть ее - в способности стратегической авиации немедленно вылететь в любой регион земного шара для демонстрации силы или нанесения удара, рассказывает "Независимая газета". Американцы возлагают особые надежды на В-52Н: они считаются единственным видом доставки крылатых ракет воздушного базирования и противокорабельных ракет "Гарпун". Всего в составе Стратегического командования остается 71 В-52Н, которые базируются в штатах Луизиана и Северная Дакота (56 для боевого применения). Их крылатые ракеты могут оснащаться ядерными боеголовками. Военные эксперты признают, что без В-52 не было бы новейших В-1 и В-2. Все 95 B-1В выведены из состава стратегических ядерных сил США, так что теперь в ядерных силах в качестве второго компонента - только 42 самолета В-2А, базирующиеся в Миссури.

Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов заметил "Газете", что "самолет зализан, в нем применяется технология "стелс". Он напоминает летучую мышь, раскинувшую крылья. Но не это главное: В-2 отлично защищен от обнаружения, компьютеризирован, почти всегда действует ночью. Бомбы у него наводятся при помощи системы GPS".

Дальняя авиация России всего лишь начинает догонять своих заокеанских партнеров и не может сравниться со стратегическими авиационными силами США. Заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор запаса Павел Золотарев заявил "НГ", что "войска, в зависимости от предназначения, должны уметь выполнять задачи от тактического до стратегического уровня без привязки к реальной политической ситуации. И упрекать их за это, по меньшей мере, некорректно".

Стратегическая авиация снова в воздухе
В Бразилии опознали падре-воздухоплавателя
Мотоцикл Honda GL 1800 Gold Wing забыли обновить