Лето в дороге. Часть I: Залог удачного автопутешествия - тщательная подготовка машины, маршрута и документов 09.06.2007

Среди моих знакомых также немало попутешествовать по стране летом на своем автомобиле. Не надо думать о билетах на поезд или самолет, да и страну можно лучше посмотреть - на машине куда захотел, туда и поехал, где понравилось, там и остановился. Однако в условиях российской действительности к длительным автомобильным поездкам относится халатно нельзя. Ситуацию на дорогах и вокруг них еще трудно назвать идиллической. Поэтому залогом удачного путешествия является тщательная подготовка.

О морально-физических качествах автопутешественника

Прежде всего, не стоит в поездку отправляться начинающему водителю. "Если первый год за рулем точно не стоит никуда ездить,- заявил АПИ исполнительный директор Федерации автоспорта Свердловской области Евгений Фомичев.- Поездка на второй год также под вопросом. Только к третьему году завершается становление водителя и можно смело отправляться в длительные поездки". Та же статистика показывает - в первые три года водительского стажа люди попадают в аварии на 40-50% чаще. А ведь дальние поездки это очень напряженная работа водителя, цена ошибки которого на загородной, скоростной трассе очень высока.

Мастер-класс по латанию автомобиля

Естественно не стоит рисковать и ехать в дальнее путешествие на старом, постоянно ломающемся автомобиле. Однако и нормальное транспортное средство все же стоит заранее подготовить. Самый простой способ - загнать его в автосервис и провести полный техосмотр, устранив выявленные неисправности. Хотя при наличии доступа к эстакаде или смотровой яме, а также определенного опыта обращения с техникой практически все можно сделать и самому.

Прежде всего, стоит проверить состояние подвески: не разболтались ли крепления, в порядке ли амортизаторы и пружины. Стоит обратить внимание и на остаточную толщину тормозных колодок, а также убедиться в отсутствии люфта у гранат или крестовин карданного вала. Далее необходимо проверить уровень и состояние всех заправочных жидкостей автомобиля: масла в двигателе и коробке передач, охлаждающей и тормозной жидкостей. Воздушный фильтр и фильтр тонкой очистки топлива лучше заменить сразу (благо стоят они совсем недорого), а аккумулятор зарядить. В рабочее состояние должны быть приведены и все бортовые огни автомобиля. "Внимательно надо подойти к оценке состояния колес. Абы какие колеса для поездки не подойдут, летом на них ложиться большая нагрузка, поэтому и резина и диски должны быть хорошие",- подчеркнул Евгений Фомичев.

Главное не куда, а как ехать

Одновременно с проверкой машины серьезные усилия необходимо приложить и к проработке маршрута будущей поездки. Водитель в дороге важно не переутомляться и соблюдать размеренный, спокойный скоростной режим. Обеспечить его поможет подробная проработка всего маршрута передвижения от пункта "А" до пункта "В". Еще дома стоит обзавестись достаточно подробными картами регионов, через которые предстоит поездка. Если маршрут незнаком, то стоит расспросить знакомых (из числа тех, кто уже ездил по этим дорогам) на предмет возможных трудностей. Многие активно для этого сейчас используют интернет-форумы и сайты - там можно узнать многие "оперативные" данные.

По словам начальника управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области Юрия Демина, маршрут автопробега должен быть безопасным как с точки зрения состояния с дорог, так и по уровню преступности. Благо сегодня практически в любую точку можно проехать разными маршрутами. "На многих участках летом идут ремонтные работы. Узнать о проблемных участках можно в УГИБДД в службе дорожной инспекции. Информация там постоянно обновляется, так как мы занимаемся сопровождением габаритных грузов, автомобилей других служб",- пояснил глава УГИБДД.

Кроме того, при разработке маршрута стоит правильно заложить среднюю скорость передвижения, где и в какое время делать остановки. Машину-то ведь надо заправлять, водителю и пассажирам питаться и отдыхать. "Для себя я рассчитываю варианты движения со средней скоростью 70 километров в час и ежедневным пробегом не более 1000 километров. Это достаточно высокая скорость и хорошая дальность суточного перегона. Если ехать быстрее и дальше будешь сильнее уставать. Хотя в юности были моменты, когда и по 2 тысячи километров проезжал",- уточнил Евгений Фомичев.

По возможности во время поездки лучше совмещать воедино точки заправки, питания или отдыха. В первую очередь это сократит время, проведенное в дороге. Стоит отметить, что сейчас в Интернете появились сайты, на которых можно рассчитать оптимальный маршрут и время в пути с учетом всех возможных остановок.

Не стоит и экономить на безопасности себя и своего автомобиля. На ночевку стоит останавливаться в кемпинге - где есть охрана и условия для комфортной остановки. Машину на малопонятных АЗС заправлять не следует. Благо информация о точном месторасположении всех заправок известных компаний размещена на их официальных сайтах. И можно заранее составить график дозаправок.

Про спасительное "НЗ"

Машина готова, маршрут составлен - самое время составить список необходимых в путешествии вещей. "Прежде всего, в полном порядке должны быть документы. Чтобы не получилось так, что водитель выехал, а на середине пути у него заканчивается срок действия водительского удостоверения или полиса ОСАГО. Не стоит их и забывать дома на тумбочке",- пояснил Юрий Демин. Для тех, кто выезжает на автомобиле за границу стоит обзавестись международным водительским удостоверением и международным же страховым полисом. Оформить их можно, не выезжая из Екатеринбурга.

Также при подборе необходимых в дорогу вещей учитывать стоит не только собственные потребности, но и объемы автомобиля, на котором все это поедет. Тем более что даже самым скромным подсчетам список необходимых предметов состоит из 10-15 позиций. Прежде всего, это все те же документы, их наличие стоит еще раз проверить сразу после посадки в автомобиль.

Далее следует запастись хотя бы минимальным "ремнабором" для автомобиля. Сюда входит запасное колесо, домкрат, ключ-балонник, буксировочный трос, провода для "прикуривания", небольшая лопатка, запас масла для двигателя и охлаждающей жидкости. "Стоит учитывать, что естественный угар масла на тысячу километров пути составляет 200-300 граммов",- отметил Евгений Фомичев. По возможности с собой стоит взять 1-2 запасных свечи, 1-2 высоковольтных провода, ремень ГРМ, запасную лампочку для фары и небольшую канистру с бензином - вдруг долгое время не будет АЗС. Ну и естественно не стоит забывать про огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечку. Причем последнюю надо дополнить теми медикаментами, которыми чаще всего пользуются путешествующие.

Если позволяют средства, то можно обзавестись GPS-навигатором с набором карт или хотя бы КПК с выходом в Интернет. Но в любом случае подробный атлас автомобильных дорог тех районов, через которые придется проезжать, не помешает. Бывалые автомобилисты советуют приобрести в дорогу яркую жилетку со светоотражающими наклейками (на трассе из машины выходить только в ней), небольшой налобный фонарик на случай "конца света", компактную палаточку, спальник и примус с небольшим котелком. Идеально подходит солдатский котелок с глубокой крышкой, в который стоит вложить банку тушенки и пару пачек быстрорастворимой лапши. Ну и естественно сотовый телефон с роумингом.

Такой набор позволит с легкостью перенести многие малоприятные ситуации, от которых никто в дороге не застрахован. Что касается денежных вопросов, то тут уж каждый исходит из своих потребностей. Однако в любом случае часть средств (в первую очередь на бензин, штрафы и другие дорожные траты) стоит взять в натуральном выражении, а часть перевести на карточку какой-либо распространенной международной платежной системы - возить с собой все наличными не очень разумно. Но главное, что надо взять собой - это собственную голову и здравый смысл. По словам специалистов автопутешественников, без этих устройств на дорогу лучше не выезжать. О том же как себя вести во время поездки мы расскажем читателям в следующем материале.

© Игорь Пушкарев, АПИ

Goodyear UltraGrip Extreme. Активный экстремал
В район Керченского залива доставляется дополнительная техника и оборудование МЧС
В Японии служащие Минобороны практически теряют право на личную жизнь